Воскресенье, 24 Ноября 2024, 09:08

Школа Лингва - XXI век

Приветствую Вас Гость


Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [7]
Психологическая служба [0]
Главная » Статьи » Мои статьи

Стандарты и Концепции

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

I. О ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»

Курс информатики является элемен­том системы школьных образовательных дисциплин и, следовательно, стоящие пе­ред ним цели, содержание и структура детерминируются прежде всего общими принципами построения и функциониро­вания этой системы. С другой стороны, информатика является в настоящее время одной из фундаментальных отраслей на­учного знания, формирующей системно-информационный подход к анализу окру­жающего мира, изучающая информацион­ные процессы, методы и средства получе­ния, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремитель­но развивающаяся и постоянно расширя­ющаяся область практической деятельно­сти человека, связанная с использовани­ем информационных технологий.

Изменения в подходе к формирова­нию научной картины мира и превалиру­ющий характер информационной состав­ляющей в профессиональной деятельнос­ти человека вызвал появление феномена «информации». В философском плане «информация» в определенной мере про­тивопоставляется «знанию». Если знание есть «проверенный общественно-истори­ческой практикой результат познания дей­ствительности», то «информация» есть ре­зультат ее формализации.

На основе понятия информации уда­лось найти общность в явлениях самой разнообразной природы. Наиболее значи­тельным достижением в этом направлении было создание теории самоуправляемых систем, объединивших природные, соци­альные и технические системы единством протекающих в них информационных процессов. Заметим, что само понятие ин­формации впервые получило научную трак­товку в связи с изученим самоуправляемых систем и возникновением кибернетики.

За последние десятилетия понятия информации и информационных процес­сов стали выходить за рамки теории са­моуправляемых систем и применяться к описанию самых различных научных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «инфор­мационного бизнеса», «информационно­го права», «защиты информации» и пр. говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей катего­рией современного научного мировоззре­ния, но важнейшей чертой современной цивилизации.

Именно эта всеобщность понятия ин­формации как социального и культурного феномена позволяет расширить строгое тол­кование понятия информации, которое сло­жилось в теории самоуправляемых систем.

Таким образом, понятие информа­ции раскрывается, по крайней мере, че­рез три основных компонента:

-  философские и методологические воп­росы, связанные с соотношеним понятий: «знание» - «информация»;

-  комплекс научных дисциплин, занима­ющийся изучением самоуправляемых си­стем различной природы;

-  изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах раз­личной природы, в том числе и с помо­щью компьютера.

Из этих трех основных компонент слагается образовательная область «Ин­форматика». Ядром изучения информати­ки в общеобразовательной школе являет­ся общее кибернетическое образование, направленое на изучение феномена само­управляемости, в основе которого лежат процессы передачи, восприятия, хранения и переработки информации.

Общее кибернетическое образова­ние является базовым компонентом содер­жания общего образования, то есть ком­понентом, обязательным для всех учащих­ся. Это значит, что на него распространя­ется следующая дидактическая формула: всякий базовый компонент общего обра­зования включается в содержание обра­зования двояко в виде особого учебного предмета (сегодня это курс информати­ки) и в виде «вкраплений» во все другие учебные предметы.

С другой стороны, общее киберне­тическое образование, закладывающее научный фундамент изучения информаци­онных процессов в системах различной природы, не исчерпывает всей образова­тельной области «Информатика». В нее естественным образом входят как мето­дологические, так и прикладные вопро­сы, связанные с информацией и инфор­мационными процессами.

 

II. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В школьном образовании выделяют­ся две группы общеобразовательных дис­циплин, которые изучают два основных аспекта организации окружающего мира:

-  вещественно-энергетический;

-  информационный.

Каждая из этих групп предметов яв­ляется системой со своим системообразу­ющим элементом. В случае вещественно-энергетического аспекта таким системо­образующим предметом является физика, в случае информационного аспекта ин­форматика. Эти предметы в отдельности и соответствующие им системы научных дисциплин в целом формируют две взаи­мосвязанные, но во многом существенно различные картины мира.

Характерной особенностью кибер-нетико-информационной картины мира является представление о единстве инфор­мационных процессов в системах различ­ной природы (кибернетическая составля­ющая), что выделяет биологические, со­циальные и технические системы в осо­бую группу так называемых самоуправля­емых систем. Информационная картина мира формируется практически всеми школьными предметами, однако только курс информатики способен подытожить и обобщить полученные учащимися зна­ния, то есть выступить в качестве систе­мообразующего фактора.

Можно выделить следующие основ­ные цели общеобразовательного курса информатики:

1.  Формирование основ научного миро­воззрения.  В данном случае речь идет прежде всего о формировании представ­лений об информации (информационных процессах) как одном из трех основопо­лагающих, понятий науки: вещества, энер­гии, информации, на основе которых стро­ится современная научная картина мира; о единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправ­ляемых систем различной природы.

2.  Формирование общеучебных и обще-кулътурных навыков работы с информа­цией. Здесь имеется в виду: умение гра­мотно пользоваться источниками инфор­мации, оценка достоверности информа­ции, соотнесение информации и знания, уменение правильно организовать инфор­мационный процесс, оценить информаци­онную безопасность.

3.  Подготовка школьников к последую­щей профессиональной деятельности. В

связи с изменением доминанты профес­сиональной деятельности и увеличении доли информационного сектора в эконо­мике, необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, свя­занной с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информацион­ных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в облас­ти управления. Как известно, многие раз­витые в технологическом отношении стра­ны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития. 4. Овладение информационными и теле­коммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к систе­ме непрерывного образования. Необхо­димость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образователь­ных «траекторий», дифференцированно-сти образовательных процессов, усиления роли средств обучения.

 

III. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ

ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные положения представлен­ного выше содержания обучения в значи­тельной мере реализуются в системе не­прерывной подготовки в области инфор­матики и вычислительной техники, состо­ящей из трех этапов:

-  пропедевтического (7-У/ классы), кото­рый предусматривает знакомство школь­ников с компьютером и информационны­ми технологиями в целесообразной для данного учебного заведения форме обу­чения.

-  базового (УН-1Х классы), обеспечиваю­щего освоение основных теоретических положений информатики, овладение на­учными основами, методами и средства­ми информационных технологий.

-  обязательного (Х-Х1 классы) дифферен­цированного по объему и содержанию обу­чения информатике в зависимости от инте­ресов и направленности допрофессиональ-

ной подготовки школьников. Обязательность обучения на этом этапе объясняется посто­янно растущей долей информационной со­ставляющей по отношению к другим видам профессиональной деятельности.

Основой методической системы яв­ляется базовый курс, содержание кото­рого базируется на фундаментальных по­нятиях: «информационные процессы», «информация», «формализация и модели­рование», «управление», «система», «язык», «модель» и др., которые в целом раскрывают смысл кибернетико-информа-ционного подхода, методологические и со­циальные аспекты информатики. Каждое из этих понятий, в свою очередь, раскры­вается через системы взаимосвязанных по­нятий и представлений, которые состав­ляют предмет изучения.

 

IV. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ

В современной школе особую роль приобретает дифференциация содержания обучения. Концепция многоэтапного обу­чения информатике в школе предусмат­ривает в качестве обязательного этапа обучения этому предмету его дифферен­циацию на старшей ступени в виде одно­го из профильных курсов. Значительная часть предлагаемых для школьников стар­ших классов профильных курсов непос­редственно связана с изучением современ­ных информационных телекоммуникаци­онных технологий. Рассмотрим вопрос о дифференциации содержания обучения ин­форматике на старшей ступени школы.

Можно выделить принципы диффе­ренциации по критерию «фундаменталь­ных» и «прикладных» (для информатики - «пользовательских») профильных кур­сов. Фактически к такому же делению профильных курсов мы приходим, если попытаемся дифференцировать их по дру­гому важнейшему критерию - ведущей педагогической функции. Тогда для «фун­даментальных» курсов в качестве ведущей функции следует назвать формирование научного мировоззрения или, как приня­то говорить, «научной картины мира», а

для «прикладных» - подготовку к прак­тической деятельности, труду.

Рассмотрим подходы к «профили-зации» (дифференциации) содержания профильных курсов информатики «фун­даментального» направления. Направления их профилизации определяются примени­тельно к предметным областям, являющим­ся ведущими для каждого конкретного на­правления специализации обучения в шко­ле (классе). Иначе говоря, если взять ос­новные направления специализации шко­лы по образовательным (предметным) об­ластям:

-  математика,

-  информатика,

-  естествознание,

-  история и социальные науки,

-  языки,

то для каждого из них необходим свой профильный курс информатики.

Информатика, как и большинство других наук, представляет собой опреде­ленную совокупность научных дисциплин (теория информации, теория алгоритмов и т.д.). Предметы изучения отдельных дис­циплин (разделов) информатики в той или иной мере пересекаются с предметами изучения других фундаментальных наук, основы которых отражены в школьном образовании. Отсюда - принципы опре­деления содержания профильных курсов информатики такого типа. В каждом из них углубленно изучается тот раздел информа­тики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся ведущей, оп­ределяющей направленность специализации образования в данной школе (классе).

Например, для школ математичес­кой специализации это может быть курс «Вычислительная математика и програм­мирование», для естественно-научной спе­циализации курс - «Информационное мо­делирование».

Основная задача курсов такого типа - развитие научных представлений, фор­мирование научного мировоззрения (с позиций информатики - «системно-ин­формационной картины мира»), обогаще­ние изучения основ других фундаменталь­ных наук методами научного познания, при­внесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).

Профильные курсы информатики другого типа - прикладные (или «пользо­вательские») дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов - формирова­ние (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в различных об­ластях.

Виды информационной деятельнос­ти человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и ком­поненты информационной деятельности. Примерами такого рода прикладных про­фильных курсов информатики могут слу­жить курсы типа: «Использование баз дан­ных», «Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере», «Применение компьютерных телекоммуникаций» и т.д.

Категория: Мои статьи | Добавил: lingva-21-centu (02 Февраля 2009)
Просмотров: 1313 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]