СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
I. О ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»
Курс информатики является элементом системы школьных образовательных дисциплин и, следовательно, стоящие перед ним цели, содержание и структура детерминируются прежде всего общими принципами построения и функционирования этой системы. С другой стороны, информатика является в настоящее время одной из фундаментальных отраслей научного знания, формирующей системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Изменения в подходе к формированию научной картины мира и превалирующий характер информационной составляющей в профессиональной деятельности человека вызвал появление феномена «информации». В философском плане «информация» в определенной мере противопоставляется «знанию». Если знание есть «проверенный общественно-исторической практикой результат познания действительности», то «информация» есть результат ее формализации.
На основе понятия информации удалось найти общность в явлениях самой разнообразной природы. Наиболее значительным достижением в этом направлении было создание теории самоуправляемых систем, объединивших природные, социальные и технические системы единством протекающих в них информационных процессов. Заметим, что само понятие информации впервые получило научную трактовку в связи с изученим самоуправляемых систем и возникновением кибернетики.
За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных научных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и пр. говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но важнейшей чертой современной цивилизации.
Именно эта всеобщность понятия информации как социального и культурного феномена позволяет расширить строгое толкование понятия информации, которое сложилось в теории самоуправляемых систем.
Таким образом, понятие информации раскрывается, по крайней мере, через три основных компонента:
- философские и методологические вопросы, связанные с соотношеним понятий: «знание» - «информация»;
- комплекс научных дисциплин, занимающийся изучением самоуправляемых систем различной природы;
- изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах различной природы, в том числе и с помощью компьютера.
Из этих трех основных компонент слагается образовательная область «Информатика». Ядром изучения информатики в общеобразовательной школе является общее кибернетическое образование, направленое на изучение феномена самоуправляемости, в основе которого лежат процессы передачи, восприятия, хранения и переработки информации.
Общее кибернетическое образование является базовым компонентом содержания общего образования, то есть компонентом, обязательным для всех учащихся. Это значит, что на него распространяется следующая дидактическая формула: всякий базовый компонент общего образования включается в содержание образования двояко в виде особого учебного предмета (сегодня это курс информатики) и в виде «вкраплений» во все другие учебные предметы.
С другой стороны, общее кибернетическое образование, закладывающее научный фундамент изучения информационных процессов в системах различной природы, не исчерпывает всей образовательной области «Информатика». В нее естественным образом входят как методологические, так и прикладные вопросы, связанные с информацией и информационными процессами.
II. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В школьном образовании выделяются две группы общеобразовательных дисциплин, которые изучают два основных аспекта организации окружающего мира:
- вещественно-энергетический;
- информационный.
Каждая из этих групп предметов является системой со своим системообразующим элементом. В случае вещественно-энергетического аспекта таким системообразующим предметом является физика, в случае информационного аспекта информатика. Эти предметы в отдельности и соответствующие им системы научных дисциплин в целом формируют две взаимосвязанные, но во многом существенно различные картины мира.
Характерной особенностью кибер-нетико-информационной картины мира является представление о единстве информационных процессов в системах различной природы (кибернетическая составляющая), что выделяет биологические, социальные и технические системы в особую группу так называемых самоуправляемых систем. Информационная картина мира формируется практически всеми школьными предметами, однако только курс информатики способен подытожить и обобщить полученные учащимися знания, то есть выступить в качестве системообразующего фактора.
Можно выделить следующие основные цели общеобразовательного курса информатики:
1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае речь идет прежде всего о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих, понятий науки: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; о единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.
2. Формирование общеучебных и обще-кулътурных навыков работы с информацией. Здесь имеется в виду: умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, уменение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность.
3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. В
связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличении доли информационного сектора в экономике, необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанной с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития. 4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированно-сти образовательных процессов, усиления роли средств обучения.
III. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основные положения представленного выше содержания обучения в значительной мере реализуются в системе непрерывной подготовки в области информатики и вычислительной техники, состоящей из трех этапов:
- пропедевтического (7-У/ классы), который предусматривает знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями в целесообразной для данного учебного заведения форме обучения.
- базового (УН-1Х классы), обеспечивающего освоение основных теоретических положений информатики, овладение научными основами, методами и средствами информационных технологий.
- обязательного (Х-Х1 классы) дифференцированного по объему и содержанию обучения информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональ-
ной подготовки школьников. Обязательность обучения на этом этапе объясняется постоянно растущей долей информационной составляющей по отношению к другим видам профессиональной деятельности.
Основой методической системы является базовый курс, содержание которого базируется на фундаментальных понятиях: «информационные процессы», «информация», «формализация и моделирование», «управление», «система», «язык», «модель» и др., которые в целом раскрывают смысл кибернетико-информа-ционного подхода, методологические и социальные аспекты информатики. Каждое из этих понятий, в свою очередь, раскрывается через системы взаимосвязанных понятий и представлений, которые составляют предмет изучения.
IV. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ
В современной школе особую роль приобретает дифференциация содержания обучения. Концепция многоэтапного обучения информатике в школе предусматривает в качестве обязательного этапа обучения этому предмету его дифференциацию на старшей ступени в виде одного из профильных курсов. Значительная часть предлагаемых для школьников старших классов профильных курсов непосредственно связана с изучением современных информационных телекоммуникационных технологий. Рассмотрим вопрос о дифференциации содержания обучения информатике на старшей ступени школы.
Можно выделить принципы дифференциации по критерию «фундаментальных» и «прикладных» (для информатики - «пользовательских») профильных курсов. Фактически к такому же делению профильных курсов мы приходим, если попытаемся дифференцировать их по другому важнейшему критерию - ведущей педагогической функции. Тогда для «фундаментальных» курсов в качестве ведущей функции следует назвать формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, «научной картины мира», а
для «прикладных» - подготовку к практической деятельности, труду.
Рассмотрим подходы к «профили-зации» (дифференциации) содержания профильных курсов информатики «фундаментального» направления. Направления их профилизации определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе). Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по образовательным (предметным) областям:
- математика,
- информатика,
- естествознание,
- история и социальные науки,
- языки,
то для каждого из них необходим свой профильный курс информатики.
Информатика, как и большинство других наук, представляет собой определенную совокупность научных дисциплин (теория информации, теория алгоритмов и т.д.). Предметы изучения отдельных дисциплин (разделов) информатики в той или иной мере пересекаются с предметами изучения других фундаментальных наук, основы которых отражены в школьном образовании. Отсюда - принципы определения содержания профильных курсов информатики такого типа. В каждом из них углубленно изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной школе (классе).
Например, для школ математической специализации это может быть курс «Вычислительная математика и программирование», для естественно-научной специализации курс - «Информационное моделирование».
Основная задача курсов такого типа - развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики - «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).
Профильные курсы информатики другого типа - прикладные (или «пользовательские») дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов - формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в различных областях.
Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности. Примерами такого рода прикладных профильных курсов информатики могут служить курсы типа: «Использование баз данных», «Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере», «Применение компьютерных телекоммуникаций» и т.д.
|