На сайте зампредседателя Комитета образования Госдумы Олега Смолина представлены результаты голосования по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 16 и 18 Закона Российской Федерации «Об образовании». «За»: КПРФ – 98%, «Справедливая Россия» – 100%, «Единая Россия» – 0%, ЛДПР – 90%.
В Госдуме прошел обсуждение законопроект, запрещающий зачислять в школу учеников на основе конкурсных испытаний или тестирования. Проект не нашел поддержки достаточного числа депутатов и был отклонен.
Суть проблемы в том, что в России уже сложилась практика т. н. дошкольной подготовки, во многом аналогичной подготовительным курсам в вузы. Занятия в «дошколке» платные и длятся один, а иногда – даже два года. Фактически складывается система 12–13 летнего образования, поскольку без этих курсов поступить в престижную школу очень трудно. Законопроект, предлагающий запретить подобную практику, представлял заместитель председателя Комитета по образования Госдумы Олег Смолин (фракция КПРФ).
«С нашей точки зрения, уважаемые коллеги, это абсолютно неконституционно и абсолютно вредно. Наш законопроект предлагает запретить подобного рода конкурсный отбор. И таким образом мы хотим решить следующие проблемы. Первое: мы хотим обеспечить равные стартовые возможности детей на уровне дошкольного образования и школы. Мы против того, чтобы детей с детства делили на сорта», – говорится на сайте депутата. Авторы документа также обратили внимание на то, что в столь юном возрасте детям еще рано заниматься учебой. Действительно, всему свое время, и в 5 лет ребенку лучше заниматься играми, чем напряженно корпеть над специальными заданиями. А сейчас получается, что детей попросту лишают детства.
Но, с другой стороны, какой родитель не хотел бы дать своим детям хорошее образование? Если уровень преподавания в школах очень различается, то неизбежно возникает ситуация, при которой желающих учиться в хорошей школе гораздо больше, чем мест в ней. Действительно, это очень похоже на то, что в сравнительно более престижные вузы конкурс значительно выше, чем в остальные. Для вузов «фильтром» является экзамен. Неудивительно, что нечто подобное возникает уже и на уровне школьного обучения. Однако по нашим законам школьное образование должно быть общедоступным и бесплатным.
В результате и возникает противоречие, на которое обратили внимание депутаты. Их аргументы понятны и обоснованны, но вот только неясно, как они предлагают решить проблему. Допустим, запретят конкурсный отбор – и что дальше? От этого желающих устроить своих детей в престижную школу никак не уменьшится. В идеале лучше было бы принять пакет законов, которые бы повышали качество школьного образования, подтягивая отстающие школы до уровня престижных. Ведь не секрет, что в ряде школ есть проблемы даже с техническим обеспечением учебного процесса. Также известно и о сравнительно невысоких зарплатах учителей. Как же привлечь высококлассного специалиста в школы в условиях явной нехватки средств? Кстати, система дошкольной подготовки как раз и дает возможность легально зарабатывать школам. Таким образом, проблема в значительной степени объясняется недостаточным бюджетным финансированием.
Вот как раз на этот вопрос депутатам и стоило бы обратить свое внимание в первую очередь. И все же инициатива депутатов, предложивших законопроект о запрете конкурса, хотя бы привлекла внимание к существующей проблеме. Впрочем, о трудностях, с которыми сталкивается школа, говорят уже давно. Казалось бы, все понимают, что профессия учителя является одной из базовых в обществе. Тем не менее, дальше громких слов о развитии образования дело не идет. Одна реформа следует за другой, вводятся и отменяются предметы, вносят поправки в процедуру экзаменов, в школу внедряется система единого госэкзамена... А самые элементарные проблемы не решаются.
Источник: KMnews
|